Результаты поиска

Музеи Музей-усадьба А.М. Герасимова

Основная информация

Дом-музей народного художника СССР А.М. Герасимова, включает экспозицию которая создана из подлинных мемориальных экспонатов, принадлежавших семье живописца.

Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века: двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем. В нём Александр Герасимов провел свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьей после революции, с 1918 по 1925 год. Здесь же, кстати, был написан известный пейзаж «После дождя. Мокрая терраса», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.

Первый этаж. В двух комнатах первого этажа размещена документальная экспозиция, рассказывающая о детстве и юности Герасимова, годах учебы и козловском периоде творчества художника. В витринах архивные документы, биографические материалы, фотографии, рассказывающие о его детстве и юности.
В большой комнате размещена мебель конца ХIX - начала XX века. В книжном шкафу хранятся книги из личной библиотеки - издания по искусству, истории, словари иностранных языков. А.М. Герасимов самостоятельно овладел английским, французским, немецким, польским и украинским языками и изучал испанский язык.
В шкафу, стоящем рядом, - посуда, которой пользовалась семья художника. В гостиной дома-музея - изящный ломберный столик, диван, два кресла, обитые плюшем и немецкий рояль "Арнольд Фибигер". Над роялем, - зеркало в лепной раме. На фоне этого зеркала Герасимов часто писал женские портреты и цветы.

Второй этаж. На второй этаж посетители поднимаются по крутой деревянной лестнице, мимо парадного входа. В комнате второго этажа, где раньше размещалась столовая, находится экспозиция рассказывающая о жизни и творчестве Герасимова, начиная с 1925 года. Здесь же представлены репродукции известных произведений, находящихся в музеях страны. Из бывшей столовой высокая створчатая дверь ведет в просторный зал. На стене висит венецианское зеркало работы итальянских мастеров начала XIX века. Старинные часы швейцарской фирмы "Мозер", которым более 120 лет не спеша отсчитывают время. В этой гостиной часто собирались друзья художника. Здесь произошла встреча с Ворошиловым, другом Герасимова, который в июне1942 года направлялся на станцию Рада для формирования армии. В гостиной находится резной мебельный гарнитур XIX века в стиле модерн, на стене висит портрет матери художника (1936). Из гостиной дверь ведет в комнату родителей.

Усадьба. Выйдя из дома-музея, посетители попадают во двор, на территории которого сохранились хозяйственные постройки: каретный сарай, погреб и амбар, приспособленный в 30-х годах под мастерскую (в ее стенах создано более сотни известных герасимовских работ). От дома к мастерской, расположенной в глубине двора, ведет вымощенная булыжным камнем дорожка. Слева находится выставочный зал, построенный в 1981 году, к 100-летию со Дня рождения А.М.Герасимова. В его стенах находится самая большая коллекция произведений художника в нашей стране.

Мастерская. Лишь в 1930-х годах под мастерскую был приспособлен амбар из старинного тёмного кирпича.
Это одна из редких в Козлове построек, уцелевших от большого пожара 1865 года, охватившего весь город. В помещении первоначально не хвата ло света. Источником его служили два узких окна с решёткой по фасаду. Пол был выложен известняковыми плитами. Мастерская делилась на две половины ― светлую и тёмную. В 1934 году Герасимов прорубил в торцовой части амбара большое окно. В помещении сохранились два мольберта, стол, подставка для натурщика, кисти, краски. Во второй половине мастерской предметы утвари и быта, принадлежащие семье художника. Рядом восстановлена терраса, которая также служила художнику рабочим уголком во время частых приездов в Мичуринск. На ней в 1935 году художник написал пейзаж "Мокрая терраса. После дождя".

Виды деятельности

Мемориальный комплекс включает в себя дом, мастерскую художника, надворные постройки, что дает полное представление о купеческой усадьбе конца XIX в. В доме передана обстановка, в которой жил А.М. Герасимов и его семья, сохранены мемориальные вещи и мебель.
Большой интерес у посетителей музея вызывает коллекция картин художника, созданных до революции. В 1981 г. к 100-летию со дня рождения А.М.Г ерасимова был построен выставочный зал, где экспонируется самая большая коллекция произведений художника в нашей стране.
Выставки100%
Уникальность экспозиции100%

Дополнительная информация

Александр Герасимов родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.

Полная история музея

В 1925 году переехал в Москву, вступил в АХРР, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 года получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета СХ СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны. Один из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова.

Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).

В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

2017
1920
Видео