Результаты поиска

Храмы и святыни Пушкарская церковь

Основная информация

Из документов XVII века узнаем, что на этом месте, уже через несколько лет после основания города Козлова существовал деревянный однопрестольный храм во имя святителя Христова Николая Чудотворца, а вокруг него жили прихожане – жители Пушкарской слободы: пушкари, затинщики и воротники.

В документах датируемых 1676 годом, говорится уже о двухпрестольной церкви, имевшей название - Церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, другая церковь Николая Чудотворца в Пушкарской слободе. У той церкви двор попа Герасима, двор просфирницын. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на 40 копен, земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий поп Герасим сказал нет. В приходе к той церкви: 4 двора боярских, 43 двора пушкарских, 4 двора воротников, 18 дворов посадских людей, 18 дворов ямских охотников, 13 дворов бобыльских, и всего 102 двора.

Сведения о точном времени построения каменной Пушкарской церкви противоречивы. Так магистр Г. Хитров указывает, что все пять Козловских каменных церквей были построены к 1773 году. Однако, в документах более позднего времени, указывается что, Николаевская церковь, по старинному названию Пушкарская, с двумя приделами была построена в 1781 году. Изначально она построена трехпрестольной. В 1861 году магистр Г. Хитров описывает её так: «Николаевская, по старинному названию Пушкарская, с двумя приделами. Священно-церковно-служителей один штат».

В 1876 году упоминается церковь Пушкарская Николаевская каменная, построена тщанием прихожан в 1771 году, с тремя приделами: первый - во имя Святителя Тихона Задонского, второй - Благовещения Пресвятые Богородицы и третий - Святителя Димитрия Ростовского.
В Клировой ведомости 1892 года и последующих лет записано: «церковь устроена в 1781 году. Престолов в церкви: пять, главный - во имя Святого Чудотворца Николая, с правой стороны во имя Святителя Григория Богослова и Святителя Алексия Митрополита Московского чудотворца, а с левой во имя Святителя Тихона Задонского Чудотворца, в приделе с правой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – в честь Святителя Димитрия Ростовского чудотворца».

19 июня 1813 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Николаевской церкви священноцерковнослужителей и прихожан о дозволении им трапезу оной церкви покрыть железом и с правой стороны трапезы близ колокольни каменным зданием пристроить небольшую для караульного комнату коштом собственным их прихожан и по оному Его Преосвященства резолюцию в коей изображено: «Бог благословит». Приказали: «С прописанием резолюции Его Преосвященства для должного по ней исполнения в Козловское духовное правление послать указ. И с сего журнала дать копию в повытье».

13 мая 1830 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священноцерковнослужителей и старосты церковного, о выдаче им книги для сбора денег на устроение каменной колокольни и трапезы и резолюцию Его Преосвященства таковую: «По учинении справки обстоятельно рассмотрев представить с мнением, и по оному справку». Приказали: «Как из справки видно, что города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священноцерковнослужителям с прихожанами дозволено вместо ветхой колокольни устроить вновь и распространить трапезу; то согласно прошению их выдать книгу для сбора доброхотного подаяния на имя священника Петра Феодорова и церковного старосты купецкого сына Степана Смагина сроком на два года. И с сего журнала представить копию его Преосвященству».

30 мая 1830 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали доношение города Козлова Николаевской церкви диакона Феодора Селиверстова и старосты церковного Степана Смагина, при котором представили план на строющуюся каменную колокольню, причем и дело. Приказали: «Как на плане на построение колокольни, представленном при доношени города Козлова Пушкарской Николаевской церкви диаконом Селиверстовым и старостою церковным Смагиным не значится приделки на распространение трапезы и из оного доношения видно, что прихожане изъявили желание пристроить трапезу, не прежде, как окончена будет строением колокольня и когда собрана будет на то достаточная сумма, то согласно прошению, поданному оной церкви священнослужителями и церковным старостою от 12-го мая Его Преосвященству Преосвященнейшему Евгению Епископу Тамбовскому и Шацкому и Кавалеру выдать на два года для сбора доброхотного подаяния на достройку колокольни, и когда оная совершенно приведена будет к окончанию, тогда прихожанам оной церкви особенно просить его Преосвященство, где пожелают о приделке и распространении трапезы, о чем к ведомственному благочинному послать Указ, и с сего журнала представить копию его Преосвященству».

9 июня 1830 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали резолюцию Его Преосвященства последовавшую на заключение Консистории о выдаче города Козлова Пушкарской слободы Николаевской церкви священно-церковно-служителям и старосте церковному книги для сбора денег на устроение каменной колокольни, таковую: «Поступить по мнению духовной консистории; приделку же и распространение трапезы отнюдь не дозволять без представления плана и фасада и без особенного рассмотрения о том Епархиального Начальства». Приказали: для объявления оной резолюции его Преосвященства города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителям со старостою церковным ведомственному благочинному предписать указом, И с сей статьи дать в повытье копию».

12 февраля 1832 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей, старосты церковного и прихожан о дозволении по приложенному плану и фасаду и устроить между церковью и колокольнею придел и распространить трапезу для вмещения в зимнее время народа, последовавшею Его Преосвященства резолюциею велено Консистории незамедля рассмотреть с выпискою законов и представить с мнением, и по оному выписку из законов». Приказали: «Как из справки видно, что города Козлова Пушкарской Николаевской церкви по прошению священно-церковно-служителей с прихожанами дозволено в 1828 году июля 21 дня вместо каменной колокольни пришедшей в ветхость по приложенному при оной плану и фасаду выстроить новую каменную колокольню, которая уже в 1830 году и приведена строением к окончанию, в указе же Святейшего Правительствующего Синода последовавшем от 17 февраля 1828 года в пунктах изображено: «при строении, перестройке и починке церквей на иждивение прихожан во избежание медленности и затруднения планы и фасады на оные в Министерство Внутренних Дел не посылать, а производить строению перестройку и починку церквей по планам рассмотренным в столичных городах существующими для сего присутственными местами каковые суть в Санкт-Петербурге строительный комитет, в Москве Комиссия строений. В прочих же городах и селениях местными или другими аттестованными губернскими Архитекторами от Епархиального начальства, каждый раз предписывать, чтобы строение в точной сообразности с утвержденным планом и фасадом производилось под надзором Архитектора или другого сведущего и опытного в правильном и прочном строении человека», то на основании сих пунктов Указа Святейшего Синода дозволить города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителям с прихожанами пристроить при означенной церкви распространить трапезу для удобнейшего вмещения народа при Священнослужении в зимнее время на пожертвованную на сей предмет сумму, почему составленный план за подписанием Архитектора на пристройку оной трапезы по утверждению Его Преосвященства обще с фасадом препроводить в Козловское духовное правление при указе для отдачи просителям с распискою, а между тем к Губернскому Архитектору отнестись с тем, чтобы он согласно 3-му пункту оного Указа Святейшего Синода имел строгое в точной сообразности с планом и фасадом за производством пристройки к трапезе смотрению, и с сего журнала копию представить его Преосвященству».

25 августа 1832 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт города Козлова благочинного иерея Михаила Архангельского с приложением свидетельства, учиненного каменной колокольне, состоящей при тамошней Пушкарской Николаевской церкви, по которому оказалась во всей твердости и прочности, а потому и могут быть подняты на нее колокола и повешены на устроенные прочные перекладины, причем и дело. Приказали: «Как из представленного при сем репорте свидетельства видно, что города Козлова благочинный иерей Михаил Архангельский обще с тамошним господином Городничим вновь выстроенную в 1830 году при Пушкарской Николаевской церкви, каменную колокольню свидетельствовали, и по свидетельству оказалось, что оная во всей твердости и прочности находится, и даже малейших седин в ней нигде не примечено и все в ней железные связи, равно и деревянные перекладины вверху для колоколов положены очень прочные, при том же колокола, имеющие быть на оной повешены, не тяжеловесны так, что все вообще составляют весу только около двухсот пудов, которые без всякого повреждения для колокольни и опасности могут быть на нее подняты и повешены; то посему означенной Николаевской церкви священно-церковно-служителям дозволить на вновь выстроенную колокольню поднять колокола и повесить на оную, о чем для объявления оным священно-церковно-служителям, Козловскому Духовному правлению предписать указом, и с сего журнала копию представит Его Преосвященству».

13 января 1838 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт города Козлова Сторожевской церкви священника Алексея Иванова о том, что прихожане Пушкарской Николаевской церкви донесли ему, что они слили для своей церкви колокол в 300 пудов и резолюцию его Преосвященства таковую: «В Консисторию к сведению, а благочинному велеть, не полагаясь на письменное донесение других, самому лично осмотреть колокол и о последующем донести мне, да и впредь поступать таким же образом». Приказали: «С прописанием оной резолюции Его Преосвященства для должного по ней исполнения означенному благочинному Иванову предписать указом».

26 апреля 1838 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт Козловского благочинного Алексея Иванова об освидетельствовании им колокола, повешенного на колокольню Пушкарской церкви и резолюцию Его Преосвященства таковую: «В консистории к делу». Приказали: «Оный рапорт приняв к сведению приобщить к делу о сем».

23 апреля 1841 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей, старосты церковного и прихожан о дозволении им по присланному ими плану устроить вокруг означенной церкви каменным зданием ограду с четырьмя по углам флигелями и резолюцию его Преосвященства таковую: «По соображении узаконенным порядком нужных сведений Консистории рассмотреть и представить с мнением». Приказали: «С прописанием нужного из настоящего прошения и препровождением плана на ограду с фасадом и выкопировкою в Тамбовское губернское правление сообщить и просить уведомления с возвращением рисунков, не имеется ли со стороны оного каких-либо препятствий на предлагаемое построение вокруг Николаевской города Козлова церкви ограды и при ней четырех флигелей».

3 мая 1845 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей и прихожан от 2 марта с резолюцией Его Преосвященства, коим просят дозволить окрасить кровлю и стены приходской их церкви, и починить штукатурку. Приказали: «Прописанные поправки по церкви Николаевской города Козлова собственным коштом прихожан, не касаясь церковной кошельковой суммы, произвесть дозволить. О чем для должного исполнения и донесения о последующем Консистории послать указ местному благочинному».

12 мая 1853 года в собрании Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей и церковного старосты от 27 апреля, коим просят дозволить им крышу на настоящей церкви починить, худые места на трапезной крыше переменить, стены побелить, штукатурку на колокольне исправить и крыши, как на настоящей, так и на трапезе и на колокольне окрасить. Приказали: «Согласно прошению города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей и церковного старосты, на означенной их церкви поврежденную бурею крышу починить, худые места на трапезной крыше переменить, стены побелить, штукатурку на колокольне поправить, и крышу, как на настоящей, так и на трапезе и колокольне окрасить дозволить, на доброхотную жертвованную сумму, не касаясь церковной кошельковой суммы; о чем для объявления означенным просителям местному Благочинному послать указ. Дело же сочтя решенным сдать в свое время в архив».

24 июля 1864 года в собрании Тамбовской духовной Консистории слушали рапорт Благочинного города Козлова протоиерея Алексея Новоспасского за № 69, коим доносит, что Николаевская церковь города Козлова устроена церковным старостою купцом Иваном Сизовым в лучшем виде, причем представил и опись церковному имуществу, с резолюциею Его Преосвященства: «На рассмотрение Консистории». Приказали: «Благочинному Новоспасскому предписать указом о стараниях и заботливости церковного старосты купца Сизова об исправлении и украшении приходской церкви собрать должные сведения, которые представить в сию Консисторию».

В Пушкарской города Козлова церкви в воскресенье 29 сентября 1902 года, в 8 ½ часов утра, перед поздней литургией, имело быть совершено освящение новых придельных иконостасов – одного во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы и другого во имя Димитрия Митрополита Ростовского». Приделы были освящены Благочинным Козловского градского округа протоиереем Алексеем Лебедевым.

31 января 1919 года граждане (города Козлова) имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящий договор с (Козловским) Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов, в лице его полномочного представителя (Гражданина Ивлиева) в том, что сего (31) числа (января) месяца 19(19) года приняли от (Козловского) Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов в бессрочное бесплатное пользование находящуюся (на Никольской ул. и Пушкарской ул. Пушкарскую Николаевскую церковь) с богослужебными предметами по особой, нами заверенной своими подписями, описи.

19 сентября 1929 года на заседании Президиума Козловского Городского Совета слушали заявление граждан, проживающих в 45 и 47 кварталах о разборке 2-х часовень, находящихся в ограде Пушкарской церкви, с заключением Адмотдела о необходимости сноса часовень, как являющихся притоном преступного мира Постановили: Предложить ГорКо указанные часовни разобрать. В 1935 году здание Пушкарской церкви было передано ВУЗу им. Мичурина. В 1938 году в перечне плана мероприятий благоустройства города Мичуринска, в связи с проведением 4-й годовщины смерти И.В. Мичурина и приезда делегации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, состоящего из 30 пунктов, под номером 16 читаем следующее: «Снять купола и разобрать колокольни следующих церквей: а) Пушкарской, занятой ВУЗ-ом. Ответственный директор ВУЗ-а т. Мишин. Срок к 1 июня. Сейчас здание бывшей Пушкарской церкви входит в состав комплекса Мичуринского Государственного Аграрного Университета.

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Дополнительная информация

Серия фильмов о действующих и разрушенных храмах старого Козлова (г.Мичуринск)
Действующие храмы
Утраченные храмы