Результаты поиска

Храмы и святыни Сторожевская церковь

Основная информация

Из документов XVII века узнаем, в Сторожевской слободе, с самого её основания, существовал деревянный однопрестольный храм во имя святителя Христова Николая Чудотворца, а вокруг него жили прихожане – жители Сторожевской слободы - сторожевские казаки. В документах, датируемых 1676 годом, упоминается двухпрестольная церковь, имевшая название - Церковь Пресвятые Богородицы Одегитрия, другая церковь Николая Чудотворца в Козлове в Сторожевой слободе. В приходе к той церкви: 19 дворов детей боярских, 42 двора сторожевых казаков, 28 дворов половинщиков, двор площадного подьячего, двор посадского человека, 14 дворов бобыльских, и всего 108 дворов.

В 1771 году на месте деревянной Сторожевской церкви, устроен был каменный трехпрестольный храм с главным алтарем во имя Тихвинской Богоматери и с придельными: с правой стороны во имя святых Апостолов Петра и Павла, с левой во имя святого Николая Чудотворца. Каменный храм устроен был тщанием прихожан в благодарность Господу Богу за избавление от чумы, свирепствовавшей в городе, как известно в семидесятых годах 18-го столетия. Все три иконостаса устроены – каждый совершенно отдельно один от другого, причем боковые вдались несколько внутрь храма. Как снаружи, так и внутри храм имеет вид четвероугольника с выдавшимся на восток главным алтарем. Вся площадь внутри храма занимает около 900 квадратных аршин, считая в том числе местности под алтарями и четырьмя массивными колоннами, на которых утвержден шестнадцати - оконный фонарь или купол храма с главным – средним сводом и с восемью окружающими его боковыми сводами. Все четыре колонны храма имеют неправильную шестигранную форму; окружность каждой колонны 17 аршин. Снаружи стены церкви частью окрашены по кирпичу белой масляной краской (вверху), частью оштукатурены и выбелены. По общей внешней архитектуре с яблоко - образным куполом и окружающими внизу его кровельными спусками – храм представляет красивое здание в новом стиле, кровли железные, выкрашенные медянкой. Крест деревянный, покрытый вызолоченною белою жестью - вместе с главою… Высота церкви от земли до креста … аршин (К большому сожалению, в летописи эти размеры не указаны О.С.). Окна в храме с железными выемными рамами, заменяющими решетки. Внутренние рамы деревянные; устроены в 1855 году, когда в храме устроена была духовая печь по системе генерала Амосова; в 1875 году она была исправлена мастером К.А. Семеновым и доселе вполне достаточно нагревает весь храм. Во всех трех алтарях храма полы каменные, в самом же храме деревянные. Солея у всех алтарей возвышена на две ступени. Иконостасы не высокие, в полтора только яруса каждый, - главный или средний под сводом, а боковые под арками. Главный иконостас с колоннами, весь золочен, на полимелте и с серебряными, чеканной работы, царскими вратами. Весу в них около 9 пудов из которых чистого серебра около 4 ½ пудов. Резьба в иконостасе преимущественно крупная (рококо). Местные иконы Спасителя и Богоматери в роскошных среброзлащенных одеждах, пожертвованных в 1877 году М.Ф. Деминым.

Древнейшими иконами в Сторожевской церкви почитались: Икона Господа Вседержителя и Тихвинской Богоматери (местные из старой церкви), помещающимися в средине храма на ближайших к алтарю колоннах – в особых киотах. Внутренние стены и своды храма были только оштукатурены и выкрашены белой краской, в каковом положении и оставались до 1886 года. В этом же году церковным старостою А.Ф. Кожевниковым на собственные средства, при помощи только немногих прихожан, - храм внутри весь расписан в отличном виде, на манер Московского Кафедрального собора Христа Спасителя. Работы исполнял в продолжение почти целого года опытный живописец М.Ф. Юрьев со всевозможным тщанием за сравнительно недорогое вознаграждение (6000 рублей за живописные картины, уборку орнаментами, поправку окон, штукатурку стен, постановку для сего лесов и проч.).

28 мая 1826 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Сторожевской Николаевской церкви священно-церковно-служителей со старостою церковным и прихожанами о дозволении им в трапезе придельную церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла по приложенному рисунку возобновить собственным коштом прихожан, и резолюцию его Преосвященства, последовавшую на справке, таковую: «По утвержденному нами рисунку иконостас устроить благословляем, равно и пол переделать и прочие алтарные починки произвесть дозволяется, под смотрением Благочинного, престол же Святый снять с места с должным благоговением и поставить в приличном месте впредь до поставления на прежнем». Приказали: «С прописанием резолюции Его Преосвященства, последовавшей на справке Консистории для надлежащего по оной исполнения к ведомственному Благочинному послать указ, а рисунок выдать с роспискою кому следует».

6 июня 1830 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Сторожевской Николаевской церкви священно-церковно-служителей и прихожан о дозволении им на приходской их церкви и колокольни вызолотить главы и кресты коштом прихожан и резолюцию Его Преосвященства таковую: «на счет самих прихожан и нимало не касаясь кошельковой суммы дозволить вызолотить главы на церкви и колокольне равно как и кресты».
17 июля 1830 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Сторожевской Николаевской церкви прихожан об устроении на колокольне по приложенному при оном плану шпиль за ветхостью прежнего и резолюцию Его Преосвященства таковую: «Консистории не замедлив рассмотреть и с мнением представить». Приказали: «Как из плана, приложенного при прошении города Козлова Сторожевской Николаевской церкви прихожан видно, что шпиль имеют они на колокольне вновь устроить около 6 аршин, то и не видится никакой опасности в отношении тяжести для самой колокольни, почему Консистория мнением своим полагает дозволить им на свой кошт по приложенному рисунку шпиль на колокольне устроить. О чем и предписать ведомственному благочинному для объявления оным прихожанам и должного исполнения».

11 февраля 1832 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Сторожевской Николаевской церкви священно-церковно-служителей и прихожан о дозволении им в придельной теплой Николаевской церкви возобновить алтарь и иконостас устроить вновь по приложенному рисунку и резолюцию его Преосвященства таковую: «На кошт самих прихожан нимало не касаясь кошельковой суммы благословляю возобновить алтарь, устроить новый по приложенному рисунку иконостас и пол сделать каменный».

3 сентября 1838 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Сторожевской Тихвинской церкви священно-церковнослужителей и прихожан о дозволении им распространить означенную церковь по приложенному при сем плану и фасаду. Приказали: «к рассмотрению сего учинив обстоятельную справку о церкви по количеству прихожан оной и приличную выписку из законов доложить присудствию».

6 октября 1838 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали справку с выпискою из законов, учиненную к делу о дозволении города Козлова Сторожевской Тихвинской церкви прихожанам оную церковь за теснотою распространить по приложенному при сем плану. Приказали: «С прописанием прошения города Козлова Тихвинской церкви священно - церковнослужителей и прихожан в Козловское духовное правление послать указ и велеть чрез присудствующего оного правления протоиерея Иоанна Архангельского при чиновнике с гражданской стороны, учинив описание грунта земли долженствующего быть под предполагаемою просителями перестройкою их Тихвинской церкви и оное прислать в сию Консисторию вместе с планом и фасадом оной церкви в существующем теперь её виде и с выкопировкою частью окружающих её строений с означением в донесении глубины и ширины фундамента».

10 апреля 1839 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали сообщение Тамбовского губернского правления, коим уведомляет, что на распространение в городе Козлове Сторожевской Тихвинской церкви препятствий никаких не имеется. Приказали: «Как из сведения видно: 1) города Козлова Сторожевская Тихвинская церковь каменного здания с пределом во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Чудотворца Николая, построенная в 1772 году и состоит в твердости; 2) прихожан при оной находится ныне на лице 1445 душ обоево пола, каковое количество душ в настоящей церкви по тесноте Ея естественно помещаемо быть не может; 3) по свидетельству учиненному присутствующим Козловского духовного правления протоиереем Иоанном Архангельским с чиновником с гражданской стороны оказалось грунт земли для предполагаемого распространения по твердости его удобен и способен и 4) Гражданское начальство на таковое распространение помянутой церкви никаких со своей стороны препятствий не находит, то посему Консистория соображаясь с таковыми обстоятельствами и принимая в уважение причины объясненные в прошении просителей полагает для удобнейшего помещения прихожан просимое ими распространение настоящей Тихвинской церкви не касаясь приделов по приложенному при сем плану и фасаду произвесть дозволить под надзором господина тамбовского губернского архитектора, о чем на основании 268 параграфа проекта устава Духовных Консисторий с изъяснением нужного из сего дела обстоятельств и препровождением с фасадом и выкопировкою той площади, на которой находится упоминаемая церковь донесть Святейшему Синоду от лица Его Преосвященства с испрашиванием на сие в разрешение Указа.

10 февраля 1843 года в собрании Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт Благочинного города Козлова Сторожевской Николаевской церкви протоиерея Алексея Новоспасского от 22 января с резолюциею его Преосвященства, коим доносит, что строящаяся в оном городе Козлове во имя Тихвинския Божия Матери церковь кладкою окончена и внутри оштукатурена, и железом покрыта, не поставлена только глава, а внутри нет полов и иконостаса.

25 апреля 1845 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали доношение благочинного города Козлова Сторожевской Николаевской церкви протоиерея Алексея Новоспасского от 11 апреля, с резолюцией Его Преосвященства, коим доносит, что города Козлова Тихвинская церковь стройкою окончена, исключая царских врат, которые прихожане желают украсить серебряными ризами с образов старого иконостаса, и старых царских врат бывшей церкви, вместо которой выстроена теперь новая, а помянутый старый иконостас вместе с образами и царскими вратами, как оставшиеся излишними пожертвовать в какую-либо строящуюся церковь, где прихожане не могут устроить нового иконостаса.

19 июня 1845 года в присутствии Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт благочинного города Козлова протоиерея Алексея Новоспасского от 18 мая за № 85 о том, что прихожане Тихвинской города Козлова церкви с разных икон старого иконостаса предполагают снять серебро для украшения царских врат, причем и дело. Приказали: «Поелику благочинный протоиерей Новоспасский доносит, что, а) прихожане Тихвинской церкви предположили снять серебро с образов: Скорбящия Божия Матери, Иоанна Предтечи, Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Святителя и Чудотворца Николая и с образов царских врат, в) употребить оное серебро на иконы нового иконостаса нельзя, потому что серебро будет закрывать высокую живопись образов, с) местные образа старого иконостаса, как-то: Тихвинския Божия Матери и Спасителя поступят в новый иконостас в тех же ризах в коих они были без всякого изменения, а весом всего серебра составится 1 пуд 2 фунта и 22 золотника и затем, д) старый иконостас прихожане согласились пожертвовать в какую-либо новостроющуюся церковь на безмездном условии, то посему снять серебро с означенных икон и употребить на украшение царских врат нового иконостаса, под ближайшим надзором и ответственностью благочинного дозволить, равно как и разрешить пожертвование старого иконостаса в какую-либо церковь, о чем для должного исполнения послать указ ему благочинному и велеть о последующем донесть Консистории с объяснением, сколько выйдет весом дельного серебра».

12 сентября 1849 года Сторожевская пятипрестольная Николаевская церковь освящена Преосвященным Николаем (Доброхотовым) епископом Тамбовским и Шацким.

24 июля 1864 года в собрании Тамбовской духовной Консистории слушали рапорт Благочинного города Козлова протоиерея Алексея Новоспасского за № 69, коим доносит, что Николаевская церковь города Козлова устроена церковным старостою купцом Иваном Сизовым в лучшем виде, причем представил и опись церковному имуществу.

«Указом Святейшего Правительствующего Синода от 2 июня 1877 года за № 1758 дано знать, что в 21 день апреля сего года воспоследовало Высочайшее соизволение на укрепление за Сторожевской Николаевской в городе Козлове церкви Тамбовской Епархии, жертвуемого старостою сей церкви купцом 2-й гильдии Николаем Кожевниковым для устройства домов для помещения штатных священно-церковно-служителей усадебного места, состоящего в 43 квартале 1-й части города Козлова на Лебедянской и Тамбовской улицах».

По указу Тамбовской духовной Консистории от 23 января 1887 года за № 876, при Сторожевской Николаевской церкви учреждено церковно-приходское попечительство, из председателя и 24-х членов из числа почетнейших прихожан и с 8 марта 1887 года открыло свое действие.

11 октября 1887 года в Сторожевской церкви обновлен совершением малого освящения трапезный храм, выкрашенный внутри глянцевыми масляными красками, а снаружи клеевой краской (кроме главного купола, окрашенного белою масляной краской), причем позолочены заново сделанные кресты и главы и окрашены медянкой все кровли храма и колокольни. Улучшение это произведено тщанием Попечительства на сумму около 1500 рублей.

6 апреля 1888 года привезен к Сторожевской церкви со станции Козлов большой колокол весом в 560 пуд, отлитый в Москве на заводе Финляндского на добровольные пожертвования от прихожан. С расходами на перевозку колокол стоит 11 тысяч рублей. На колокольню он поднят 10 апреля после молебна и освящения его по особому чиноположению.
По декрету от 23 января 1918 года церковь лишилась своего имущества и капитала. Имеющийся под церковью подвал сдан в 1924-25 гг. Акционерному обществу РУСОТ для склада в нем заготовок для ящиков по 10 рублей в месяц.

5 марта 1930 года на заседании Президиума Козловского Горсовета слушался вопрос об использовании Сторожевской церкви под зернохранилище Винзавода, ввиду отсутствия подходящих помещений в городе и при винзаводе. Постановили: Учитывая массовые требования населения – закрыть Сторожевскую церковь и передать ее для использования под зернохранилище Винзаводу, с оформлением передачи Адмотделом. Возбудить ходатайство перед ВЦИК через ОИК и ОблИК об окончательном закрытии указанной церкви и использовании для культнадобностей.213

Согласно постановлению Президиума Мичуринского Горсовета от 11 апреля 1935 года, учитывая, что Пушкарская и Сторожевская церкви в течение нескольких лет, с согласия группы верующих не используются для религиозных надобностей, а временно пользуются, как складские помещения, причем со стороны верующих претензий на использование этих молитвенных зданий для религиозных целей не поступало и наоборот, вследствие распада религиозных объединений церквей Сторожевской и Пушкарской, верующие этих религиозных объединений совместно с верующими религиозного объединения Ильинской церкви объединились в одно и возбудили ходатайство перед Горсоветом о представлении им в совместное пользование Ильинской церкви, что и было удовлетворено в 1934 году, после чего никаких претензий со стороны верующих Пушкарской и Сторожевской церквей об использовании их для религиозных надобностей также не поступало. Наряду с этим учитывая ходатайство плодово-ягодного института имени Мичурина о передаче ему Пушкарской церкви, как расположенное рядом с ВУЗом для использования в связи с расширением кафедры механизации для учебных целей, а также имея ввиду, что имеющийся в Мичуринске историко-краеведческий музей не имеет соответствующего здания и находится в этом отношении в очень неблагоприятных условиях, в результате чего музей наполовину свернут – на основании статей 34 и 36 постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. «О религиозных объединениях», а также части I статьи 52 инструкции «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» возбудить ходатайство перед Облисполкомом о закрытии Сторожевской и Пушкарской церквей с использованием первой – для размещения музея и второй - для научных целей ВУЗа имени И.В. Мичурина.

Согласно постановлению Президиума Мичуринского Горсовета от 2-го августа 1935 года: «Вследствие того, что Сторожевская церковь более десяти лет закрыта и не пользуется верующими и в некоторой части пришла в ветхость и не может быть использована в дальнейшем, разрешить ГорКо изъять временно всю отопительную сеть на строительство дома ИТР. По разрешению вопроса о церкви в Облисполкоме произвести оплату за отопительную сеть».

В 1938 году в перечне плана мероприятий благоустройства города Мичуринска, в связи с проведением 4-й годовщины смерти И.В. Мичурина и приезда делегации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, состоящего из 30 пунктов, под номером 16 читаем следующее: «Снять купола и разобрать колокольни следующих церквей: б) Сторожевской – склад Спиртзавода. Ответственные руководители Стройтреста и Спиртзавода. Срок – 1 июня.

Как и многие церкви города Сторожевская церковь была разрушена. Взорвали и разобрали эту церковь в 1944 году, будто бы для мощения дорог, так необходимых в военное время».

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед

Дополнительная информация

Серия фильмов о действующих и разрушенных храмах старого Козлова (г.Мичуринск)
Действующие храмы
Утраченные храмы