ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ

ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ "РУССКИЕ УСАДЬБЫ"

Тамбовская губерния, как и многие регионы центра России, являлась местом, где вблизи спокойных равнинных рек, озер, на широком просторе полей и в тени лесов закладывались родовые имения знаменитых дворянских фамилий.

Плодородные почвы Черноземья по царским указам переходят в собственность крупных аристократов, в начале и середине XVIII века появляются первые родовые имения.

Тамбовщина считалась не только одной из «кормилиц» страны — на всю Россию славились тамбовский окорок и тамбовский мед — но и заповедным усадебным краем: дворянских гнезд на ее территории насчитывались свыше трех тысяч.

Хозяева и гости поместий оставили заметный след в культурной истории России: Мара — родина Евгения Боратынского, Караул — родовое гнездо Чичериных, Новотомниково с прославленным конезаводом — Воронцовых-Дашковых, в Ивановке на протяжении четверти века каждое лето подолгу бывал Сергей Рахманинов, в Усове начал сочинять «Лебединое озеро» Чайковский.

Сохранившееся историко-культурное наследие дворянских гнезд с их духовными традициями, архитектурой, скульптурным убранством, культовыми сооружениями, садово-парковыми ансамблями представлено в туристическом маршруте «Русские усадьбы» и позволяет проникнуться той атмосферой усадебной жизни, которая стала неиссякаемым источником, питавшим творчество знаменитых владельцев и гостивших у них писателей и поэтов, художников, музыкантов.

Общее впечатление туристов100%
Для детей90%
Для взрослых95%

Дом-музей Мичурина

Иван Владимирович Мичурин (1855-1935) — русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член Академии наук СССР, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина.

Дом-музей находится на территории Основного питомника, входящего в состав Всероссийского научно-исследовательского института генетики и селекции плодовых растений им. И.В. Мичурина.

Дом был построен в городе в течение 1899-1900 годов. Небольшое двухэтажное здание из красного кирпича незатейливой архитектуры, как и сами нехитрые бытовые потребности Ивана Владимировича, было в дальнейшем передано в пожизненное пользование его семье. Понимая, что значит этот дом для города, для России в целом, родные и близкие Мичурина передали здание в распоряжение государства с целью превращения его в музей. И 13 мая 1941 года правительством такое решение было принято.

Музей мемориальный, в нем каждая вещь хранит память о своем хозяине, прикосновение его рук. Дом-музей неразрывно и органично связан с маточным садом, питомником, которые являются своего рода зеленым музеем под открытым небом.

В доме Мичурина и в его окрестностях есть какая-то притягательная сила. Не покидает желание посидеть на крыльце, где любил отдыхать, обдумывать свои дела Иван Владимирович и где кормил прилетающих птах, побродить в саду, где растут деревья, посаженные его руками. Сюда, в это любимое мичуринцами место, никогда «не зарастает народная тропа». Сбылись слова академика Н.И. Вавилова: «Мичуринск, трудами выдающегося ученого, стал «Меккой» для селекционеров всего мира».

Музей-усадьба А.М. Герасимова

Жизнь и творчество Александра Михайловича Герасимова неразрывно связаны с Мичуринском, городом, где он родился.

На одной из улиц Мичуринска, носящей ныне имя А.М. Герасимова, стоит 2-этажное кирпичное здание. В этом доме постройки 1886 года А.М. Герасимов провел свои детские и юношеские годы и жил здесь вместе со своей семьей после революции с 1918 по 1925 год.

С самого начала А.М. Герасимов заявил о себе как художник, следующий традициям русского реалистического искусства. "Я любил жизнь и реальное в искусстве. Поэтому мне так нравилась жизнь красок А.Е. Архипова", - вспоминал он.

А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом.

Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа. Третьяковская галерея сразу же приобрела эту картину. "Мокрая терраса" написана как бы на одном дыхании. Мягкость света, промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз - все это захватывает дух. Так писать "мир вещей" мог только художник, восторженно влюбленный в жизнь. Впервые это произведение было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.

Несмотря на то, что художник долгие годы жил в Москве, он очень любил свой дом в Мичуринске. Здесь жили его родители, его сестра, здесь он женился и у него родилась дочь Галина. Герасимов объехал весь мир, он побывал во многих странах, и когда возвращался из-за рубежа, как правило, сразу же на следующий день приезжал в свой родной Мичуринск.

Как - то раз он сказал сестре: "Милая Саня! В каких отелях я жил за границей, с микроклиматом, и вот сейчас, когда я приехал в свой родной дом, я готов целовать вот эти камни".

Так говорил художник, сидя на скамеечке возле дома и глядя на мощеную из белого камня дорожку, которая вела от дома к мастерской, где он создал свои самые лучшие произведения козловского периода творчества.

В двух комнатах 1-го этажа размещена документальная экспозиция: архивные документы и фотографии. Комната 2-го этажа, служившая ранее столовой, занята документальной экспозицией, рассказывающей о жизни и творчестве А.М. Герасимова после 1925 года.

Во дворе дома-музея расположена мастерская А.М. Герасимова, рядом с мастерской восстановлена терраса, построенная в 1934 году, восстановлен фруктовый сад, посажено большое количество любимых цветов Александра Михайловича: роз и пионов.

Слева, в нескольких метрах от дома, находится каменный сарай с погребом. Возле него высится старый тополь, посаженный художником.

Коллекция музея составляет 141 произведение А.М. Герасимова — это самое большое собрание его произведений в нашей стране. Музей-усадьба Герасимова известен не только в Мичуринске, на Тамбовщине, во всей России, но и за рубежом.

Музей-усадьба С.В. Рахманинова

«Жемчужиной в короне русской музыки» называли современники С.В. Рахманинова. Он удивительным образом соединял в себе качества изумительного композитора, пианиста и дирижера. Особое место в жизни Рахманинова занимала Ивановка. Она очаровывала его. В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил в Ивановке, имении родственников Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии.

Хозяева имения Сатины отличались гостеприимством. В имении почти всегда было многолюдно. Там Рахманинов встречался со своими родственниками Сатиными, Скалон, Зилоти, Трубниковыми и друзьями. Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов.

Особой гордостью, украшением ивановского парка была сирень. Сиреневые «шары» (огромные сиреневые клумбы) были разбросаны по всему парку. Отдельные кусты сирени были посажены даже между плодовыми деревьями в садах. В Ивановке Рахманинов освобождался от той напряженности, к которой обязывала его жизнь в столице. Он становился там более открытым. Почти все написанное Рахманиновым в последние 17 лет жизни в России прошло через Ивановку. В Ивановке С.В. Рахманинов работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром.

В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов.

Имение было уничтожено в годы Гражданской войны. Были разрушены все 24 строения Ивановки, погиб парк.

В 1968 году Тамбовский областной краеведческий музей открыл в Ивановке, в здании деревенского клуба, комнату-музей Сергея Васильевича Рахманинова.

В 1978 году было завершено воссоздание усадебного флигеля. 18 июня 1982 года в Ивановке был открыт Дом-музей С.В. Рахманинова, преобразованный в 1987 году в Музей-усадьбу.

Все экскурсии по Ивановке начинаются с выставки, посвященной жизни и творчеству С.В. Рахманинова. Эта выставка – дар Ивановке коллектива Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Экскурсии продолжаются в мемориальных залах: столовой, гостиной, библиотеке, комнатах Александра Александровича, Варвары Аркадьевны, Софьи Александровны Сатиных, биллиардной.Активно музей-усадьба развивается с 1995 года, с момента воссоздания дома, где работал великий композитор. За это время по фотографиям и рисункам воссоздано огромное количество предметов того времени (беседки, лавочки, печка, домики и т.д.), в музее насчитывается более 10 тыс. единиц хранения. В отличном состоянии находится парк при усадьбе, очищены прилегающие пруды.

С 1982 года в Ивановке ежегодно проводится Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Проходят музыкальные фестивали: «Сиреневый», «Музыкальное лето в Ивановке», «Джаз в Ивановке», музыкальные молодежные ассамблеи, мастер-классы выдающихся музыкантов. Ежегодно музей-усадьбу посещает более 65 тысяч человек.

Усадьба Воейковых Старая Ольшанка

Весеннее благоухание огромного цветущего сиренгария завораживает каждого посетившего один из сохранившихся уголков старого парка бывшей усадьбы дворян Воейковых. В сентябре 1816 года генерал-майор Алексей Васильевич Воейков с молодой супругой Верой Николаевной выехали из Петербурга на постоянное место жительства в Тамбовскую губернию. Их путь лежал на родину Алексея Васильевича в село Рассказово, затем в имение Ольшанка Борисоглебского уезда, где супруги прожили десять счастливых лет с детьми: Марией, Леонидом и Алексеем.

В июле 1825 года семью постигла тяжелая утрата - умирает А.В. Воейков. Оставшиеся годы Вера Николаевна посвятила воспитанию детей, а позже и внуков – знаменитых художников - Елены и Василия Поленовых.

Будучи уже профессиональными художниками Поленовы много и плодотворно работали здесь. В летний период Василием Дмитриевичем было написано множество пейзажей - "Пруд в Ольшанке", "Старый дом в Ольшанке", и, конечно, бесчисленное количество этюдов для будущих картин.

Еленой Дмитриевной были выполнены четыре больших панно для внутреннего убранства усадебного дома в Ольшанке и этюды: "Баня в Ольшанке", "Молотьба", "Пахота", "Церковь в Ольшанке", "Деревянный и каменный храм в Ольшанке" и др.

В 1843-ем году в память о своем муже Вера Николаевна начинает строительство храма Воскресение Христа Спасителя на территории усадьбы, которое было завершено в 1860 году. Проект храма создал академик К. А. Молдавский, фасад разработан профессором Р. И. Кузьминым.

В 30-е годы церковная утварь была расхищена, а в церкви разместилось зернохранилище.

В настоящее время в храме проходят службы. От имения остались и некоторые хозяйственные постройки: кухня, дом управляющего, две конюшни. В последние годы начались работы по восстановлению бывшей усадьбы.

Усадьба Загряжских-Строгановых

Усадьба существует с начала XVIII века как родовое имение дворян Загряжских, а затем Строгановых. Усадьба представляет собой старинный парк, на краю которого стоит барский дом с колоннами.

Усадьбу заложили в начале 18-го века. Много раз имение переходило из рук в руки. Усадьба, на редкость нарядная, состояла из прекрасного парка и великолепного барского дома: Загряжскими здесь был построен чудесный двухэтажный особняк, к его главному входу вела центральная липовая аллея, которая соединялась с ажурным мостом через реку Цну. Сразу за аллеей парк, полный цветущих и плодоносящих кустарников и деревьев, переходил в поросли ив.

Со Знаменкой часто связывают имя жены Пушкина Натальи Гончаровой.

1812 год. Отечественная война. Когда армия Наполеона начала продвигаться вглубь России, дворяне бросали свои имения и бежали в восточные и южные губернии — Тамбовскую, Пензенскую, Саратовскую.

В числе таких беженцев оказалась и семья калужского дворянина Николая Афанасьевича Гончарова, который писал своему другу: «...Надвинувшиеся громовые тучи на любезный наш край и предчувствия еще больших несчастий заставили меня спасти жену в то время на сносе беременную и невинных изнемогающих болезнью младенцев от когтей тигров, соорудивших погибель вселенной».

И вот здесь, в Знаменке, на второй день после битвы под Бородино, 27 августа 1812 года, Наталия Ивановна родила дочь, которую нарекли Натальей Николаевной. Это была будущая жена великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Семья жила здесь год, а потом Николай Афанасьевич увез ее в свое имение Полотняный завод Калужской губернии.

Сегодня в усадьбе находится единственный в России музей Натальи Гончаровой. Организаторам и хранителям музея удалось сохранить и донести до наших дней дух дворянской усадьбы XIX века.

Усадьба Асеевых

Одной из богатейших и красивейших городских усадеб Тамбова до революции была усадьба фабриканта Асеева.

Расположенная в тихой живописной части города на высоком берегу реки Цны на площади более шести гектаров, усадьба и сейчас является украшением города Тамбова.

Владелец усадьбы Михаил Васильевич Асеев — почётный гражданин Тамбова, родился в Рассказово в 1858 году, закончил Московский университет, имел степень лекаря и звание уездного врача.

В наследство он получил Арженскую суконную фабрику и постоянно занимался усовершенствованием и расширением еe производственных мощностей, став одним из крупнейших поставщиков сукна для российской армии. При Арженской фабрике Асеев открыл больницу для рабочих, народный дом, приют для детей.

Крупный фабрикант и меценат М. В. Асеев построил себе имение на некогда тихой окраине Тамбова, прямо перед спокойной гладью речного разлива, с дивными видами на широкие заречные дали. Не стесненный в средствах, он приказал возвести усадьбу в таком виде, как ему хотелось, без всяких канонов и стилей. Казалось бы, отличная возможность проявить свое дурновкусие, но не в этом случае. Главный усадебный дом поражает соразмерностью и изяществом всех своих элементов: он легкий, красивый, с несимметричными фасадами и крайне интересными декоративными решениями.

Главный дом построен по проекту известного архитектора Льва Кекушева, автора проекта гостиницы «Метрополь» в Москве.

Здание не имеет единого архитектурного стиля, оно привлекает внимание и элементами барокко, рококо, модерна и эклектизма. Его наружной отделке присуще разнообразие деталей: стилизованные капители и полукруглые ренессансные оконные проемы, обрамленные маленькими полуколонками, ажурные парапетные решетки, разделенные богато украшенными вазонами, среднее пространство крыши занимал световой фонарь, выполненный из хрустальных ячеек.

Во внутренней отделке использовались высокохудожественная настенная и потолочная роспись, мозаичная плитка для пола, встроенная резная мебель, парадная лестница выполнена из белого мрамора.

Сохранился старинный парк, заложенный в 1905 – 1907 годах. В парке представлены, практически, все виды, характерные для широколиственных лесов. Наиболее известен дуб – «патриарх», высотой 28 м, возраст которого свыше 400 лет.

С 27 сентября 2014 года в доме Асеева открыт филиал государственного музея - заповедника «Петергоф».

Дом-музей Чичериных

На углу улиц Советской и Кронштадтской стоит старинный деревянный особняк, построенный в стиле русского классицизма. До революции этот особняк являлся главным зданием городской дворянской усадьбы семьи Чичериных. Сейчас в этом здании располагается музей, посвящённый блестящему советскому дипломату, первому министру иностранных дел советского правительства Георгию Васильевичу Чичерину. Дом-музей Г.В. Чичерина является филиалом Тамбовского областного Краеведческого музея.

В музее представлена обширнейшая экспозиция документов, рукописей, книг, предметов обихода и личных вещей членов семьи Чичериных. Архитектурный ансамбль музея иллюстрирует вид типичных городских дворянских усадеб XIX века.

В доме-музее Чичерина проводятся различные тематические экскурсии, регулярно организуются исторические и мемориальные выставки, посвящённые истории рода Чичериных, биографиям его видных представителей.

Для посетителей музея младшего возраста организуются специальные экскурсии с театрализованными представлениями, посвящёнными детству и юности членов семьи Чичериных.

Семья Чичериных была известна своими развитыми культурными традициями. Сам Георгий Чичерин помимо своей основной дипломатической деятельности, имея незаурядные способности, занимался музыкой и оставил после себя значительные труды по теории и истории музыкального искусства.



ПОДРОБНОСТИ МАРШРУТА

Трехдневный культурно-познавательный маршрут, по которому предусмотрены автобусные и пешеходные экскурсии. Маршрут будет интересен обучающимся старших классов общеобразовательных школ, студентам, семьям с детьми, лицам в возрасте от 30 до 60 лет, интересующихся краеведением.


Программа 1 день:

08.00-08.15 - Встреча группы на ж/д вокзале города Мичуринска

08.30-09.30 - Завтрак

09.40-11.30 - Посещение Дома-музея И.В.Мичурина

11.45-12.45 - Обед

13.00-15.30 - Посещение Музея-усадьбы А.М. Герасимова

15.45-17.10 - Переезд в Тамбов

17.10 - Заселение в гостиницу. Ужин. Свободное время

Программа 2 день:

08.00-09.00 - Завтрак

09.00-11.00 - Переезд в д.Ивановку Уваровского района

11.00-14.00 - Посещение Музея-усадьбы С.В. Рахманинова

14.00-15.00 - Переезд в с. Красное Знамя Уваровского района

15.00-16.00 - Посещение Усадьбы Воейковых "Ольшанка"

16.00-18.30 - Возвращение в Тамбов

18.30 - Ужин. Свободное время

Программа 3 день:

07.30-09.00 - Завтрак. Освобождение номеров

09.00-10.00 - Переезд в Знаменский район

10.00-11.00 - Посещение Усадьбы Загряжских-Строгановых

11.10-12.20 - Возвращение в Тамбов

12.30-14.00 - Посещение Музейного комплекса «Усадьба Асеевых»

14.15-15.30 - Посещение Дома-музея Чичериных

15.45-16.30 - Обед

17.00 - Свободное время. Трансфер на вокзал

Скачать программу тура Заказать программу тура